Skip to content

09.03.2015

Цели по SMART

цели по smart

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

Модель smart

 

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий.

Классической и одной из наиболее известных моделей постановки целей, прогнозирования изменений и планирования является модель SMART-критерии.

 

SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов, в переводе на русский язык означающая «умный»:

S (specific) –  конкретный

M (measurable) — измеримый

A (attainable) — достижимый

R (realistic) — реалистичный

T (timebound) – определенный во времени

 

Таким образом, правильная постановка цели означает, что она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Рассмотрим каждый из обозначенных критериев и определим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

 

Критерий Вопрос Описание критерия Пример
S (specific) Конкретный Что делать? Цели должны быть предельно конкретны и ясны, чтобы суть была очевидна Вместо цели «чтобы мы опередили весь мир в космических технологиях» можно поставить более конкретную цель – «в конце декады послать человека на Луну»
M (measurable) Измеримый Как измерить результат? Цели должны быть измеримы, чтобы можно было определить момент достижения «То, что не измеряется, не делается»Предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и если да, то в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценивать результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели можно использовать следующие параметры:

Проценты, соотношения,  внешние стандарты, частоту происходящего,  средние показатели, время, соответствие корпоративным стандартам.

A (attainable) Достижимый Смогу ли я достичь цели? Цели должны быть достижимы с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов 1. Реальное обладание/ потенциальное обладание ресурсами: деньги, навыки, знания, оборудование, свободное время и т.п.2. Важно учитывать, что достижение цели зависит только от вас (бесполезно хотеть, чтобы тебя любил и ценил начальник, — это зависит только от него, но можно поставить целью — повысить к определенному сроку свою квалификацию и тем самым заслужить доверие коллег и руководства)

3. Достижение данной цели не противоречит другим важным целям (например, трудно будет одновременно родить ребенка и продвинуться по служебной лестнице)

R (realistic) Реалистичный Зачем достигать цели? Цели должны соответствовать более крупным целям, т.е. работать на их достижение Формулировка цели вызывала желание ее выполнить («Получить премию, улучшив показатели своей деятельности», а не просто «работать лучше»)
T (timebound) Определенный  во времени В какие сроки? Цели должны быть определены во времени – для промежуточного и конкретного результата Соотносимость с конкретным реалистичным сроком, в рамках которого необходимо добиться поставленной цели

Измеримость цели

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например при постановке цели увеличить свой доход измерителем может выступить увеличение своего дохода на 15 %);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например при выполнении задачи повысить уровень сервиса в столовой Объединения критерием ее выполнения явится позитивный отзыв посетителей столовой);
  • частоту происходящего (допустим, работа салона красоты СОК «Жемчужина» будет являться успешной, если каждый второй клиент повторно обратиться в данный салон за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем добычи нефти на 15% за 3 месяца);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерии соответствия: выполнять работу так, как принято у нас).

 

Comments are closed.

Яндекс.Метрика